Японское чудо из Перл-Харбора

Posted: Декабрь 8, 2013 in Военные технологии

I-400

Возле гавайского острова нашли останки японской подлодки-авианосца времен Второй мировой.

Ученые из США обнаружили у побережья гавайского острова Оаху останки японской дизель-электрической подводной лодки — авианосца I-400 типа «Сентоку». Этот корабль был захвачен американскими военными в конце Второй мировой войны и затоплен. Для 1940-х годов подлодки типа «Сентоку», хотя и являлись одними из самых технически совершенных, не были единственными представителями своего класса в составе японского флота. «Лента.ру» решила вспомнить наиболее интересные проекты такого рода.
Самые совершенные

Предпосылкой для создания подводных лодок — авианосцев стало нападение японской палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Тюити Нагумо и сверхмалых подводных лодок на американские военные базы в Перл-Харборе на гавайском острове Оаху в декабре 1941 года. Вскоре после завершения операции главнокомандующий Объединенным Императорским флотом Японии Исороку Ямамото предложил наносить как можно больше воздушных ударов по городам США на западном и восточном побережьях. Для доставки авиационной техники адмирал планировал использовать подводные лодки, способные скрытно нести несколько единиц авиационной техники.

Эта идея была одобрена штабом флота (во многом благодаря давлению со стороны Ямамото), и в 1942 году началось проектирование подлодок. Изначально японцы планировали построить 18 новых кораблей, каждый из которых должен был нести три-четыре бомбардировщика-гидроплана. В апреле 1943 года самолет Ямамото был сбит при инспекционном полете над Соломоновыми островами, адмирал погиб, и штаб японского флота решил из соображений экономии сократить объем строительства новых подлодок-авианосцев до девяти единиц.

Водоизмещение подлодок типа I-400 (по обозначению головного корабля), во время Второй мировой войны ставшего известным как тип «Сентоку», по проекту, составляло 6,56 тысячи тонн при длине 122 и ширине 12 метров. Корабли были вооружены артиллерийским орудием Type 11 калибра 140 миллиметров с дальностью боя до 15 километров (в кормовой части корабля) и зенитными артиллерийскими установками Type 96 калибра 25 миллиметров (два орудия с тремя стволами в кормовой части рубки и одно — в носовой, а также одним одноствольным в кормовой части). В носовой части субмарин были установлены восемь торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра с боезапасом на 20 торпед.

Подводные лодки типа «Сентоку» имели легкий и прочный корпус. Отличительной же чертой кораблей была возможность нести три бомбардировщика-гидроплана Aichi M6A1 Seiran (снаряжался бомбами массой до 800 килограммов) со складными консолями крыла (они поворачивались на 90 градусов, а затем отклонялись назад) и хвостового оперения. Особенностью конструкции самолетов было то, что в сложенном виде детали корпуса ни по высоте, ни по ширине не выступали за трехметровую окружность воздушного винта.

Самолеты хранились внутри рубки-ангара вместе с отсоединенными от них посадочными поплавками (позднее самолеты лишились поплавков; ими должны были уже управлять пилоты-смертники, камикадзе). Взлет бомбардировщиков осуществлялся при помощи катапульты, а посадка — на поплавки возле базовой субмарины.

Подлодки могли развивать скорость до 19 узлов. На одной заправке горючим корабли типа «Сентоку» могли совершить полтора кругосветных плавания (около 29,8 тысячи миль; протяженность кругосветного плавания составляет 19,9 тысячи миль, или 36,8 тысячи километров). Интересно, что с самого момента постройки и вплоть до появления первых атомных подлодок с баллистическими ракетами в 1960-х годах японские субмарины типа «Сентоку» оставались крупнейшими в мире.

Несмотря на планы строительства девяти подлодок, реально только три из них были построены полностью. Речь идет о первых трех кораблях типа «Сентоку» — I-400, I-401 и I-402. Все они были заложены в 1943 году и вошли в состав Императорского флота Японии в 1944-1945 годах. От строительства четвертого корабля — I-403 — японские власти отказались в 1943 году. Пятая и шестая подлодки (I-404 и I-405 соответственно) достроены не были; их сборка была остановлена в 1945 году. Позднее корпуса I-403 и I-405 были пущены Японией на слом. I-404, спущенная на воду в июле 1944 года, затонула недалеко от верфи после авианалета ВВС США в июле 1945 года. Планы строительства остальных трех подлодок были отменены в 1943 году.

За все время своего существования подлодки типа «Сентоку» участия в реальных боевых действиях так ни разу и не приняли. Планировалось, что они должны были нанести удары по американским фортификационным сооружениям и шлюзам в Панамском канале. Японские власти полагали, что благодаря этому можно будет прервать снабжение американских кораблей в Тихом океане, значительно ослабив присутствовавший там флот. Были проведены тренировочные учения с участием подлодок и бомбардировщиков Seiran, однако нападение на Панамский канал не состоялось — в сентябре 1945 года Япония капитулировала. После этого американцы захватили 24 японских подлодки, включая и три корабля типа «Сентоку».

К моменту капитуляции I-402 уже была конвертирована в подлодку-топливозаправщик и использовалась для перевозки горючего. Все захваченные субмарины американские военные отвели в залив Сасебо, где проводили их изучение. В 1946 году стало известно, что представители СССР намерены приехать в Японию, чтобы также ознакомиться с захваченными подлодками. Не желая, чтобы японские технологии попали в руки советских специалистов, ВМС США переправили подлодки I-400 и I-401 в Перл-Харбор, а остальные корабли в рамках операции «Тупик» (Road End) отогнали в район «Бездна 6» (Point Deep 6) в 60 километрах от побережья островов Гото, загрузили взрывчаткой и подорвали.

Два корабля типа «Сентоку» ВМС США после изучения затопили у побережья острова Оаху в апреле и мае 1946 года. Точное место затопления подлодок ни у острова Оаху, ни у островов Гото не раскрывалось. Причем не были сделаны даже записи об этих местах в военной документации; в рассекреченных архивах Пентагона они отсутствуют, упоминается лишь примерный район. Подводную лодку I-401 ученые из Гавайского университета в Маноа обнаружили у побережья острова Оаху в 2005 году, а I-400 — в августе 2013 года. Оба корабля были найдены случайно при обследовании морского дна.

Самые массовые

Во время Второй мировой войны среди японских военных была популярна идея оснащения подводных кораблей самолетами для разведки и диверсионных ударов, поэтому предприятия активно проектировали и строили подводные лодки — авианосцы. «Сентоку», разработанные позже других, были самыми совершенными, в то время как остальные проекты, самыми известными из которых были тип B1, тип AM и тип A2, основывались на подводных авианесущих кораблях довоенных проектов. Они несли только по одному самолету, редко по два. В общей сложности во время войны Япония располагала 47 подлодками-авианосцами и на тот момент была единственной страной в мире, располагавшей кораблями такого класса (не считая не оконченный немецкий проект Type IX D2).

Самыми распространенными в Императорском флоте Японии во время Второй мировой войны были подлодки типа B1, известного также как тип I-15 (по индексу головного корабля). Они же были единственными кораблями своего класса, которым довелось наносить удары по территории США. Подлодки были спроектированы в конце 1930-х годов на основе кораблей типа I-68. В общей сложности в 1938-1943 годах были построены 20 субмарин такого типа. Водоизмещение таких кораблей составляло 3,7 тысячи тонн при длине 108,7 и ширине 9,3 метра. Корабли могли развивать скорость до 23,5 узла, а дальность их хода составляла 14 тысяч миль.

Подлодки были вооружены шестью торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра в носовой части, артиллерийским орудием калибра 140 миллиметров в кормовой части и двуствольной зенитной артиллерийской установкой калибра 25 миллиметров в кормовой части рубки. В передней части рубки располагался ангар для одного гидроплана-разведчика (мог нести также оборонительный пулемет калибра 7,7 миллиметра и бомбы массой до 60 килограммов) Yokosuka E14Y. Этот самолет имел складное крыло и был оснащен посадочными поплавками. Позднее некоторые из подлодок типа I-15 были модернизированы и лишены ангара.

Например, в 1944 году подводные лодки I-36 и I-37 лишились своих самолетов, получив взамен по четыре торпеды «Кайтэн», управляемых моряками-смертниками (тэйсинтай). Торпеды крепились к корпусу подлодок на месте, ранее занимаемом ангаром. Водоизмещение «Кайтэн» составляло около 18 тонн при длине 16,5 метра и диаметре 1,35 метра. Торпеды могли развивать скорость до 20 узлов, а предельная дальность их хода составляла 21 милю. Максимальная глубина погружения «Кайтэн» составляла сто метров. Торпеды оснащались боевой частью массой 1,8 тонны, подрыв которой мог производится либо контактным способом, либо при нажатии тэйсинтаем кнопки электровзрывателя.

Надежность этих торпед была неудовлетворительной, а при пусках на большую дальность смертники нередко промахивались мимо цели. Из-за плохой надежности «Кайтэнов», например, японская подлодка I-58 потопила американский крейсер «Индианаполис» типа «Портленд» в 1945 году обычными торпедами, хотя на борту находились четыре торпеды со смертниками. Пуск обычных торпед был произведен по приказу капитана подлодки, несмотря на просьбы тэйсинтаев применить «Кайтэны». В 1945 же году I-36 прошла еще одну модернизацию, получив шесть торпед «Кайтэн».

Подводные лодки типа I-15 принимали активное участие в боевых действиях, потопив несколько кораблей ВМС США, включая авианосец «Уосп» (потоплен подлодкой I-19 в сентябре 1942 года), или повредив их (авианосец «Саратога» типа «Лексингтон» был поврежден торпедой, выпущенной с борта подлодки I-26). В сентябре 1942 года подводная лодка I-25 запустила самолет E14Y с двумя зажигательными бомбами, которые были сброшены в лесу недалеко от города Брукингс штата Орегон. Таким образом командир подлодки капитан-лейтенант Мейцзи Тагами планировал вызвать масштабные лесные пожары, однако накануне бомбардировки прошел сильный ливень и лес не загорелся.

Сброс бомб в лесу неподалеку от Брукингса является единственным случаем в истории, когда материковая территория США подвергалась бомбардировке вражеской авиации. Одна из подлодок типа I-15 активно использовалась для обмена материалами и технологиями с нацистской Германией. Всего же за время войны 19 из 20 кораблей типа I-15 были потоплены. Единственная пережившая войну субмарина была захвачена американскими ВМС, изучена и также затоплена у островов Гото в рамках операции «Тупик».

Самые малосерийные

Самыми малосерийными кораблями Императорского флота Японии были подлодки типа AM (не считая неудачный проект A2, представленный только одним кораблем I-12 и послуживший базой для разработки AM). В общей сложности за время войны Япония построила всего две такие подлодки, хотя изначально планировала ввести в строй семь субмарин этого типа. Первые две подлодки проекта — I-13 и I-14 — были заложены в 1943 году и введены в состав флота в 1944-м и 1945 году соответственно. Строительство еще двух субмарин, которые должны были получить номера I-15 и I-16, было прервано в марте 1945 года.

Водоизмещение этих кораблей составляло 4,8 тысячи тонн при длине 108,4 и ширине 11,7 метра. Подлодки могли развивать скорость до 16,7 узла, а дальность их хода составляла 21 тысячу миль. Подлодки располагали шестью торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра в носовой части, одной трехствольной артиллерийской зенитной установкой калибра 25 миллиметров в носовой части рубки, одной трехствольной и одной одноствольной установками такого же калибра в кормовой части рубки. В нижней передней части рубки располагался герметичный ангар для двух бомбардировщиков-гидропланов M6A1, запуск которых производился при помощи катапульты.

Ни один из этих кораблей не уцелел. Подлодка I-13 была потоплена американским эскортным эсминцем «Лоуренсом Тейлором» типа «Джон Батлер», действия которого координировали два самолета, взлетевших с палубы эскортного авианосца «Анцио» типа «Касабланка». Подлодка затонула в июле 1945 года в 550 милях к западу от острова Йокосука. Субмарина I-14 сдалась американским военным в 1945 году после капитуляции Японии и была отбуксирована в Перл-Харбор. Этот корабль ВМС США затопили в 1946 году у побережья Оаху. В 2009 году подлодку обнаружили исследователи из Гавайской лаборатории подводных исследований.

После окончания Второй мировой войны ни одно из государств мира подводных авианосцев не строило, хотя похожие проекты все же разрабатывались. Власти не занимались постройкой кораблей такого класса из-за их дороговизны и больших размеров, служивших одним из основных демаскирующих факторов. Кроме того, с доставкой самолетов ближе к территории противника отлично справлялись авианосные группы, которые могли нести больше летательных аппаратов, чем субмарины. С разработкой атомных подводных лодок с баллистическими ракетами идея подводных авианосцев практически умерла. Сегодня субмарины рассматриваются военными только в качестве возможных носителей беспилотных летательных аппаратов.

sen toku

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s