2013 г: Мы в прицеле киберпреступников.

Posted: Ноябрь 15, 2013 in Интернет, Компьютеры

Корпорация Symantec опубликовала отчет Intelligence Report за сентябрь 2013 г., в котором представлен общий обзор актуальных угроз в интернете.

Как отмечается в отчете, несмотря на то, что число атак в день снизилось по сравнению с прошлым годом (в частности, по итогам первых девяти месяцев 2013 г. этот показатель уменьшился на 41% по сравнению с 2012 г.), общее количество атак за последние три года выросло на 13%.

Как рассказали CNews в компании, на протяжении 2013 г. злоумышленники продолжали совершенствовать свои приемы и с целью повышения их эффективности придумывать все новые методы атаки. Например, все большей популярностью пользуются изощренные атаки типа watering hole (нацеленные на различных пользователей и распространенные на целый ряд сайтов, перенаправляющих жертв на один и тот же эксплойт), а также направленный фишинг (spear-phishing).

Примечательно также, что фокус целенаправленных атак в текущем году сместился с промышленной сферы (их доля от общего числа таких атак составляла в 2012 г. 24%, а по итогам девяти месяцев 2013 г. снизилась до 8,7%) на сферу услуг. Так, 22% целенаправленных атак в 2013 г. пришлось на профессиональные услуги (юридические услуги, бухгалтерское обслуживание, медицинское обслуживание, услуги в сфере образования) и 14,8% — на так называемые «нетрадиционные» услуги (гостиничные услуги, рекреационные услуги, услуги ремонта). Как полагают эксперты Symantec, такое смещение приоритетов злоумышленников могло быть вызвано, в частности, меньшей защищенностью и осведомленностью предприятий сферы услуг в области информационной безопасности, что делает их более уязвимыми к кибератакам на цепи поставок (supply chain attacks заключаются в установке в устройства в процессе производства вредоносных элементов — поддельных программ, вирусов, руткитов, программ для кибершпионажа и др.).

Кроме того, в течение 2013 г. вектор направленных атак сместился в сторону компаний малого и среднего бизнеса. Так, доля атак на крупный бизнес (с числом сотрудников от 2,5 тыс.) снизилась с 50% в 2012 г. до 40,8% по итогам девяти месяцев 2013 г., при этом свыше 48% всех новых типов атак пришлось на организации со штатом от 1 до 250 сотрудников.

Что касается направленных атак, проводимых посредством e-mail-рассылки, то вредоносные исполняемые файлы (.exe) по-прежнему преобладают среди других форматов вложений и обнаруживаются в 35,7% всех зараженных писем. Для сравнения, вложения в формате .doc встречаются в 9,6% сообщений, а .pdf — в 7,0%.

По данным Symantec, 82% атак в социальных сетях в 2013 г. (56% в 2012 г.) представляли собой ложные предложения, например, предложения бесплатных подарочных карт. Второе место по популярности занимают ложные плагины для браузеров (7,3% всех атак в соцсетях в 2013 г. против 5% в 2012 г.), третье место — атаки типа Likejacking, вынуждающие пользователей кликнуть по кнопке «Like», скрытой за сторонним контентом, с долей 4,9%. При этом в соцсетях значительно увеличилась доля ложных приложений с вредоносным кодом, которые поднялись с шестой на четвертую строчку рейтинга с долей 1,9%.

Отчет также обращает внимание на растущее число мобильных вредоносных программ (за сентябрь этого года выявлено 249 новых вариантов, а в общей сложности на сегодняшний день — 7 101). 37% от общего числа обнаруженных за девять месяцев 2013 г. мобильных угроз (15% в 2012 г.) являются программами-шпионами, способными отслеживать GPS-координаты владельца мобильного устройства, собирать информацию о совершенных звонках (с возможностью их записи), SMS-сообщениях, а 26% всех мобильных зловредов — это рекламное ПО. Функцию бэкдора и загрузчика содержит пятая часть всех мобильных угроз, тогда как способность изменять настройки мобильных девайсов имеют 14% вредоносных программ. Доля мобильных вредоносов, собирающих данные об устройстве и его владельце, снизилась на 12% процентных пунктов до 20%.

Всего в сентябре было выявлено 549 новых уязвимостей, а по итогам девяти месяцев 2013 г. — 4864, что на 16% выше аналогичного прошлогоднего показателя. Из общего числа уязвимостей за сентябрь 45 было обнаружено в мобильных операционных системах, а 2 являлись уязвимостями нулевого дня.

В отчетном месяце Google Chrome лидировал по числу уязвимостей, опередив по этому показателю Mozilla Firefox, Microsoft Internet Explorer. Самыми безопасными браузерами в этом отношении стали Apple Safari и Opera. Что касается уязвимостей в плагинах, то по этому показателю лидером является Oracle Sun Java, оставившая далеко позади Adobe Acrobat Reader, Adobe Flash Player и Apple QuickTime.

Доля спама в глобальном почтовом трафике выросла в сентябре на 1,2 процентных пункта до 66,4%. При этом самым популярным среди спамеров доменов верхнего уровня стал домен .RU, потеснивший с этой позиции польский .PL.

В топ-5 стран-получателей спама в сентябре вошли: Шри-Ланка (79,7%), Китай (72,6%), Саудовская Аравия (71,9%), Венгрия (71,6%) и Греция (70,5%). В свою очередь, рейтинг топ-10 стран-источников спама включает: США (7,75%), Испанию (6,75%), Италию (5,92%), Финляндию (5,69%), Индию (5,67%), Аргентину (5,27%), Бразилию (4,72%), Канаду (4,15%), Иран (3,60%), Перу (3,17%).

Наиболее популярными тематическими категориями спама в сентябре стали: спам «для взрослых» — 85,5%; предложения о работе — 6,5%; медикаменты — 3,9%; реплики часов — 2,3%; ПО — 1,0%.

В свою очередь, доля фишинговых писем в отчетном месяце несколько снизилась по сравнению с предыдущим месяцем: так, в сентябре ссылки на фишинговые сайты содержались в каждом 1055 сообщении, тогда как в августе — в каждом 625. Наибольшее число фишинговых писем в отчетном периоде рассылалось из США (41,96%) и Великобритании (17,38%). Среди отраслей, которые чаще всего атакловали фишеры: госсектор (1 фишинговое сообщение на 189 писем), образование (1 фишинговое сообщение на 656 писем), финансы (1 фишинговое сообщение на 701 письмо).

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s